Заглавие : | Учебный звездный атлас | Тип материала: | печатный текст | Авторы: | Аркадий Данилович Марленский, Автор ; Л. Л. Величко, Редактор ; Николай Николаевич Румянцев (1867 - 1937), Оформитель обложки ; В. И. Борискин, Картограф ; Е. А. Немцевич, Картограф | Сведения об издании: | Издание 3-е | Издательство: | Москва : Просвещение | Дата выхода: | 1970 | Страницы: | [32] с | Иллюстрации: | ил., карты, таблицы | Размер: | 33 см | Сопровождающий материал: | вкладной лист [1] л. Подвижная карта звездного неба | Цена: | 87 к | Примечание: | В 3-м издании таблицы уточнены по каталогу Бечвара 1959 г.- 40 000 экземпляров | Язык : | Русский (rus) | Ключевые слова: | астрономия | Шифр(ББК): | 22.6я6 Астраномия - иллюстративные издания | Аннотация: | Атлас служит пособием для ознакомления с различными объектами звездного мира и предназначен для учащихся средне школы, членов школьных астрономических кружков, а также может быть использован студентами педагогических институтов и любителями астрономии.
Атлас состоит из 15 карт и содержит видимые невооруженным взглядом звезды северного и южного небесных полушарий, а также наиболее интересные объекты, доступные наблюдениям в небольшой телескоп или светосильный бинокль. Фотографии и рисунки этих объектов помещены рядом с картами и на соседних с ними страницах. | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=84905 |
Учебный звездный атлас [печатный текст] / Аркадий Данилович Марленский, Автор ; Л. Л. Величко, Редактор ; Николай Николаевич Румянцев (1867 - 1937), Оформитель обложки ; В. И. Борискин, Картограф ; Е. А. Немцевич, Картограф . - Издание 3-е . - Москва : Просвещение, 1970 . - [32] с : ил., карты, таблицы ; 33 см + вкладной лист [1] л. Подвижная карта звездного неба. 87 к В 3-м издании таблицы уточнены по каталогу Бечвара 1959 г.- 40 000 экземпляров Язык : Русский ( rus) Ключевые слова: | астрономия | Шифр(ББК): | 22.6я6 Астраномия - иллюстративные издания | Аннотация: | Атлас служит пособием для ознакомления с различными объектами звездного мира и предназначен для учащихся средне школы, членов школьных астрономических кружков, а также может быть использован студентами педагогических институтов и любителями астрономии.
Атлас состоит из 15 карт и содержит видимые невооруженным взглядом звезды северного и южного небесных полушарий, а также наиболее интересные объекты, доступные наблюдениям в небольшой телескоп или светосильный бинокль. Фотографии и рисунки этих объектов помещены рядом с картами и на соседних с ними страницах. | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=84905 |
|
Несмотря на то, что родители мальчика были сторонниками достойного среднего образования, которое в то время давали в реальном училище, Николай не захотел его заканчивать и в 1886 году подался в пароходство известного Вятского купца Т. Ф. Булычева. Примечательно, что све свободное от плавания время Николай Румянцев посвящал своему любимому занятию. В основном он писал масляными красками миниатюрные этюды, основными изображениями которых являлись речные мотивы.
Следует заметить, что Н. Н. Румянцева отличала творческая многогранность, кроме особого дара живописца, он обладал незаурядной техникой графики, занимался пропагандой искусства, был прекрасным организатором и литератором.
Жизнь художника Н. Н. Румянцева на Вятке
Впервые на Вятке художник Румянцев оказался в 1892 году. По приезду он сразу же поступил на службу в Казенную палату, где по началу работал писцом, а затем бухгалтером и секретарем. Тем не менее, желание заниматься живописью его не покидало. На Вятке он познакомился с уже известными в то время Вятскими художниками Н. Н. Хохряковым, А. А. Рыловым и А. Н. Юдиным. Молодой Николай Румянцев во многом был обязан именно этим художникам, ведь они дали ему все необходимые практические советы. Кроме того, для того, чтобы лучше ознакомиться с художественными тенденциями, Н. Н. Румянцев периодически посещал Москву и Петербур, где посещал выставки и выписывал различные художественные журналы. Все это не прошло бесследно для становления его как творческой личности.
Так, в 1897 году, художник Н. Румянцев сдает экстерном экзамены в и поступает Петербургскую академию художеств. По окончанию академии он получает свидетельство, которое предоставляет ему право на преподавание рисования в средних учебных заведениях. В качестве учителя рисования Н. Румянцев впервые попробовал себя в стенах Вятской Мариинской женской гимназии в 1900 году. Но поскольку работа в школе сопровождалась постоянным шумом учеников, она изрядно его выматывала и не дала ему ожидаемого удовлетворения. В то же время, Румянцеву хотелось как можно больше личного времени уделять искусству, поэтому в 1903 году он принял решение оставить работу в гимназии.
Важным моментом в его творческой жизни стало открытие первой выставки работ местных авторов, среди которых были художники Н. Н. Хохряков, А. В. Зубов, С. А. Лобовиков и сам Н. Н. Румянцев. Эта выставка не только имела ошеломительный успех, но и еще больше сблизила всех этих художников. Так было положено начало проведению регулярных художественных выставок, в которых принимали участие все известные мастера живописного искусства из Москвы и Петербурга.
Со временем в Вятке назрела необходимость организовать свой собственный художественный кружок, его образец привез на Вятку из Вологды Н. Н. Румянцев. Так, в 1909 году такой кружок был открыт, в него входили главные деятели культуры города. Главной задачей кружка стало открытие первого в северо-восточном регионе России художественно-исторического музея. Изначально этот музей находился в ведомстве кружка и получил название Вятский губернский музей искусства и старины. Художник Н. Румянцев был назначен старшим хранителем музея, а позднее и его директором. Свою работу он очень любил и руководил музеем почти до конца своей жизни.
Помогал Николаю Румянцеву в музейной деятельности его близкий друг и коллега Н. Н. Хохряков. Они вместе занимались комплектованием музейной коллекции, организовывали выставки, обеспечивали экскурсии для посетителей музея, а также дежурили в экспозиционных залах музея. Благодаря Н. Н. Хохрякову, была создана художественная библиотека со специальным гравюрным кабинетом. Имелся в музее и специальный лекционный зал, где читались лекции и доклады и проходили занятия кружков. В музее был оборудован даже негативный кабинет с фотолабораторией, в которой можно было изготавливать диапозитивы. И все это реализовывалось в трудные годы советской власти...
Помимо музейной деятельности, Н. Н. Румянцев состоял в комиссии по охране памятников искусства и старины. С этой целью он достаточно часто посещал уездные города Вятской губернии, где ставил на учет основные памятники национального зодчества, а также собирал для Вятского музея ценные экспонаты по народному творчеству, церковной утвари и кустарному производству. Следует отметить, что находясь в подобных поездках, Н. Н. Румянцев не упускал возможности сделать и живописные зарисовки. Он всегда брал с собой альбом, кисти, краски и карандаши и при любой удобной возможности посвящал себя любимому занятию. Кроме того, он принимал активное участие в открытии художественно-промышленных мастерских на Вятке. И всем этим еще не исчерпывается активность этого талантливого человека.
Несмотря на то, что расцвет творческой деятельности художника Н. Румянцева пришел на противоречивое время на рубеже XIX-XX веков, когда создавались отдельные творческие объединения, такие как «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и другие, Вятский художник не попал под влияние новых веяний. Николай Румянцев был достаточно восприимчив по натуре, он всегда пытался вникнуть в суть происходящего, но, тем не менее, оставался верен своим собственным убеждениям, которые черпал непосредственно из жизни. Основным объектом его пристального внимания являлась натура, поэтому его творческие взгляды были сугубо реалистическими, подтверждением тому стали многочисленные его произведения.
Характерные особенности художественного творчества Николая Румянцева
В конце XIX века основными мотивами живописи Н. Румянцева являлись натуральные пейзажи, в частности, многочисленные этюды. На них можно было увидеть чаще всего поля, лесные опушки, озера, речные берега или мельницы. Все его произведения по своему характеру были просты и очевидны, они не имели какого-либо скрытого подтекста, это были настоящие «портреты увиденного».
В ХХ веке характер творческой деятельности Николая Румянцева несколько изменился, тогда он начал создавать произведения других жанров. Одними из наиболее известных работ этого периода стали «Женский портрет» и натюрморт «Древние одежды», последний из них стал одной из лучших работ автора. Вообще, к написанию натюрмортов художник Н. Румянцев со временем обращается все чаще, вместе с тем, он не оставляет и работы в жанре пейзажа. В этом жанре художником были написаны такие известные полотна, как «Весна», «Лунная ночь», «В лесу у озера», «Лес» и многие другие. Но в 20-30-е годы ХХ века пейзажный жанр вдруг стал неактуальным, во многом причиной этому было влияние правительства, которое требовало от мастеров литературы, живописи, музыки, театра и кино в доступной манере объяснять советскую действительность. Так появилось явление бытовой картины, к которой обратился и художник Николай Румянцев.
В 1933 году он создает полотно под названием «Базар», где изобразил группу людей, которые собрались на базаре в яркий, солнечный зимний день, но эта работа не была завершена. Через год Румянцев написал еще одну картину на тему базара, но она не была столь удачной по сравнению с предыдущей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что жанровая композиция была не самой подходящей ступенью для творчества Румянцева, где он мог истинно раскрыть свое творческое «я», в большей степени Вятский художник Румянцев состоялся как мастер пейзажей.
О разносторонней творческой натуре Н. Н. Румянцева говорит тот факт, что он мог работать в самых разных техниках, свои произведения он мог создавать карандашом, акварелью, гуашью, пастелью, тушью, чернилами, а также мог использовать и белила. Иногда художник Румянцев комбинировал разные живописные приемы в рамках одной работы. Отличительной особенностью некоторых его работ стало использование серого фона.
В революционное время художник несколько увлекся индустриальным пейзажем и создал полотно «Серия заводов» с изображением заводских корпусов, мастерских, труб, хозяйственных построек, фонарей, железной дороги с идущим по ней паровозом.
Художника Николая Румянцева всегда отличала предельная любознательность и неутомимость к творческой деятельности. Он проходил пешком огромные расстояния, держа при этом в руках альбом. Его индивидуальной особенностью являлось то, что он не подразделял мир на главное и второстепенное, для него важным было абсолютно все, любая малейшая деталь. Так, находясь на пленэре, он пристально всматривался натуру, улавливая при этом ее различные нюансы и обогащал палитру. Он изображал пейзажи не только известных в то время деревень, но и, казалось бы, ничем неприметных деревушек.
Интересно, что в некоторых произведениях Николая Румянцева встречаются неестественные колористические решения. Например, земля у него может изображаться не только темно-коричневой, но и лиловой, а небо серым, бирюзовым или даже сиреневым. Закат может быть многоцветным, здесь воедино сливаются самые разные оттенки: голубые, розовые, белые или желтые.
В настоящее время творческий образ талантливого и весьма разностороннего художника Николая Николаевича Румянцева позволяют создать некоторые литературные труды, архивные материалы, небольшие публикации на страницах местной печати, а также каталоги выставок, которые проходят в разное время в городе Кирове. Все это также позволяет говорить о Н. Н. Румянцеве, как об одном из наиболее популярных и любимых художников Вятки прошлого столетия.