Работаем ежедневно с 9:00 до 18:00. Пятница выходной день
С этой страницы вы можете:
На главную |
Об авторе
Автор Ольга Александровна Биантковская (1941 -)
Работы и произведения данного автора
Изменить критерииПьесы / Антон Павлович Чехов
Бронирование
Забронировать этот документ
Copies
Штрих-код Шифр (ББК) Тип документа Место нахождения Секция Статус 66443 84Р1 Книга Центральная Библиотека Драматургия Доступно
Ольга Биантовская родилась в городе Ленинграде 17 сентября 1941 года. После окончания средней художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Академии художеств СССР в 1960 году поступила на факультет графики этого Института. Окончив его в 1967 года, она становится членом Союза Художников СССР.
Художница специализируется в области книжной иллюстрации, дизайна и плакатов. Принимала участие более чем в 160 национальных и международных выставках.
Ольга Биантовская - автор и разработчик идеи проекта серии альбомов, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга «История и культура Санкт-Петербурга в графике петербургских художников». Она лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры 2002 года за создание альбомов эстампов «История и культура Петербурга в графике». Ольга Биантовская является членом бюро секции графики Санкт-Петербургского Союза Художников России и членом Правления Санкт-Петербургского Союза Художников России (творческо-выставочный сектор).
Ольга Биантовская с молодости стала создавать свой мир, отдалённый от политических событий. Своё особое отношение к любимому городу, тогда ещё Ленинграду, художница прочувствовала, увидела и представила через образы ушедшей пушкинской эпохи. Ольга Биантовская всегда стремилась к изысканности и красоте, которые со временем позволили ей стать приверженцем линеарной графики с тонко подсвеченной и выделенной цветом тончайшей линии. Всматриваясь в её произведения, мы ощущаем понимание русской природы и музыкальный ритм, пронизывающие любую композицию.
В фондах Тольяттинского художественного музея хранится 10 произведений Ольги Биантовской. В 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» было передано 6 цветных автолитографий - иллюстраций к произведению романе-эпопее» Л.Н. Толстого «Война и мир», а в 2010 году, благодаря знакомству с Виктором Наумовым - сыном Ольги Биантовской, были подарены три цветные литографии из серии «Летний сад» и одна из серии иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин».
«Война и мир» – роман-эпопея, раскрывающий широкую картину жизни русской нации в один из ответственнейших моментов, когда испытывались силы русского народа. «Война и мир» вместе с тем является глубоким художественным исследованием тех законов, по которым живет человечество, – законов мира и войны, жизни и смерти, любви и ненависти.
Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» — гениальное творение великого мастера. «Я старался писать историю народа», — говорил Толстой. Роман охватывает грандиозный по масштабу период жизни России. Мир до войны 1812 года, война, жизнь после Отечественной войны реалистично описаны в романе.
Одно из центральных мест в романе «Война и мир» занимает тема войны. Война меняет жизнь людей. Толстой показывает народный характер битвы с Наполеоном, героизм русских солдат, офицеров, партизан. Рисуя войну, автор уделяет внимание не только ее внешней стороне, но и психологической, внутреннему миру людей, попавших в эти условия. Из героических поступков отдельных людей складывается общая победа. В произведении Л.Н. Толстой проводил одну из основных своих линий – народный характер, героизм русских солдат, офицеров, партизан. Благодаря объединению людей разных сословий, Россия была спасена!
В работе О. Биантовской «Бал у Нарышкиных» из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.) изображен первый бал Наташи Ростовой - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте художница представила петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».
Композиция разделена на 3 части. В центре работы на тёмно-зелёном фоне предстаёт образ Наташи Ростовой в нежном бело-розовом платье с розочками по подолу и под лифом. За Наташей изображена Соня в похожем бальном платье, типичном для дебютанток российского двора начала 19 века. Главная героиня изображена вполоборота, лицо в профиль, смотрит влево (в ту часть графического листа, где идёт оживлённый бал с ярко одетыми танцующими парами). Автор иллюстрации показала позу нерешительной девочки, с тонкими руками, опущенными вниз, с широко раскрытыми глазами и с румянцем на щеках. Правая рука сжимает веер, скрывая, таким образом, переполнявшее волнение от первого бала, от переживаний по поводу того, что её могут не пригласить на первый танец.
В правой части композиции изображены двое мужчин, стоящих в свете большой люстры, блеск от которой всё вокруг ослепляет. Высокий и полный Пьер Безухов и невысокий в белом мундире полковник кавалерии - Андрей Болконский. Художница показывает тот момент, когда Пьер просит князя Андрея потанцевать с Наташей.
Левая часть композиции – это основное место событий данного эпизода романа – танцевальная площадка. Ярко одетые пары танцуют под ослепительным светом люстр. Именно этот свет и привлекает взор юной, восторженной и неуверенной в себе Наташи Ростовой.
«Салон А. Шерер». Из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.).
Салон А. Шерер играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения. Композиционно работа поделена на три части. В центральной части можно увидеть салонную обстановку: праздно прогуливающиеся или разговаривающие за столом люди, жесты которых немного театральные. Именно такое поведение приветствовалось правилами высшего света того времени. Стену салона украшает большое панно с изображением Афродиты в колеснице, запряжённой белым лебедем.
По обе стороны от центральной части изображены два главных героя композиции: Пьер Безухов, массивный, полный молодой человек со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо, рядом с ним на полу стоит цилиндр с перчатками, и Андрей Болконский - небольшого роста, красивый молодой человек, свободно сидящий в кресле. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда, говорит о том, что все присутствующие в гостиной ему надоели. Иллюстратор Ольга Биантовская наглядно показывает, что и Андрей Болконский и Пьер Безухов не вписываются в салон Анны Шерер, так как композиционно они находятся за пределами самого салона, а также в соразмерном плане фигуры больше, чем фигуры в центральной части работы. Этим автор показывает, что Пьер Безухов и Андрей Болконский выше светского общества, с его ложью, сплетнями и лицемерием.
«В столице». Из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.).
Слова и понятия Москва и Петербург в этом произведении Л. Н. Толстого получают особое все усложняющееся значение. В самом первичном значении Москва и Петербург – города, где живут многие герои, происходят многие события, которые со временем станут решающими. С первых страниц романа возникает образ Петербурга, города, где господствует светская условность и ложь. Петербург в романе – холодный и официальный город, не имеющий корней в народной жизни. Жизнь этого города искусственна. Обитатели города, люди высшего света, представленные в романе, погружены в заботы о собственном преуспевании.
Композиция представляет собой зелёный квадрат, в котором два овала, крупный и маленький, с рисунками внутри. На иллюстрации мы видим дворцовую площадь, на ней прогуливаются горожане. Большинство из них представители аристократии (судя по одежде), которые манерно вышагивают или гарцуют на лошадях. И только одна фигурка женщины в простом сарафане с ребёнком представляет здесь простой народ России. На заднем плане виднеется комплекс зданий Адмиралтейства. Внизу, под большим овалом, мы видим маленький овал, в котором помещена надпись, которая является одной из основных мыслей в литературном произведении Л. Толстого «Токмо отечество моё мне нравится».
«День Бородина». Из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.).
В романе эпизоду Бородинского сражения уделено достаточно много места, оно описано автором со скрупулезностью историка, но в передаче великого мастера слова. Читая страницы, описывающие это событие, ощущаешь драматизм и напряженность происходящего, как будто это было на твоей памяти: все так зримо, правдиво. Толстой переносит читателей то в лагерь русских, то в ставку Наполеона, то на батарею Раевского, где находился Пьер, то в полк князя Андрея. Это нужно писателю, чтобы полно и правдиво отобразить все те события, которые происходили на этом поле славы. Тогда для каждого сражающегося русского патриота это был рубеж между жизнью и смертью, славой и позором, честью и бесчестием.
Бородинское сражение, ставшее переломным моментом в войне 1812 года, вызывало живой интерес многих исследователей, историков, писателей, ученых и художников. Лев Толстой проявляет исключительное мастерство в изображении атмосферы Бородинского сражения. Он передает сцену боя «по солнцу и под солнцем», уподобляя сражение грозе, детально описывая диспозиции и в то же время быстро сменяя ситуации батального сюжета. Иллюстратор Ольга Биантовская в своих цветных литографиях посредством диагонального построения композиции помогает ощутить напряжение решающей битвы 1812 года.
Композиция поделена на 3 части. В центральной части мы видим маленькую фигурку Наполеона. Полководец сидит на стуле в поле, руки сложены на груди, левая нога лежит прямо на барабане, за его спиной чуть в отдалении всадник на вздыбленном вверх коне. Над Наполеоном большое пространство занимает ярко синее небо, которое покрыто чёрно-розовым маревом. В левой части композиции на переднем плане крупная фигура русского кавалериста верхом на коне (по сравнению с центральной частью герои боковых частей гораздо крупнее). Позади кавалериста расположена шеренга пехоты. Чёрный цвет превалирует, линии резкие и местами пересекаются поперёк – всё это даёт ощущение тревоги и накала битвы. В правой части работы на первом плане можно увидеть фрагмент тела лежащего солдата, рядом с которым пушка, готовая выстрелить. Интересно то, что дуло пушки точно нацелено на Наполеона. За орудием стоит пушкарь, несколько солдат, над ними возвышается силуэт мужчины с поднятой вверх правой рукой. По видимому, это командир, дающий сигнал к началу наступления. На горизонте изображены силуэты всадников на лошадях, несущихся галопом. Весь фон данной композиции предстаёт чёрным, с резкими пересекающимися линиями и только местами можно заметить светлые проблески сквозь завесу дыма.
«Горит Москва». Из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.).
Москва представлена в «Войне и мире» русским городом, оказавшимся в центре решающих для России событий, символом народного одушевления и сопротивления нашествию; городом, события в котором сыграли огромную роль в жизни многих героев. Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…»
В зелёном квадрате мы видим одну из самых драматичных сцен произведения – горящей Москвы. На переднем плане Ольга Биантовская изобразила две бегущие фигуры; крыши зданий (архитектура московского классицизма конца 18 – начала 19 века) и небо горят, объяты чёрно-розовым маревом.
В нижнем овале мы видим мощное дерево, по обе стороны от него надпись «Расти и после уязвленья».
Образ Москвы, созданный в романе «Война и мир» величественен: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать...».
«Победители». Из серии иллюстраций к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» (1984-1985 гг.).
В центре композиции мы видим солдат; в первом ряду два офицера в зелёных мундирах с георгиевскими крестами, у одного из офицеров раненная рука на перевязи. В рядах бок о бок с офицерами стоят простые солдаты, простые бородатые мужики. На заднем плане в дальних рядах мы видим только верхушки голов безымянных героев Отечественной войны, над которыми возвышаются острые пики и вилы. В верхних углах композиции изображены ангелоподобные существа с крыльями, облачённые в свободные туники розового цвета, с лавровыми венками для победителей.
«За столом». Из серии иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин» (1982 г.).
Короткая шуточная поэма, написанная Пушкиным всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года во время ссылки в Михайловском. Произведение напечатано полностью в «Северных цветах» за 1828 год и частично (первые 30 стихов) в «Московском вестнике» от февраля 1827 года. Николай I, вызвавшийся быть личным цензором поэта, передал через Бенкендорфа, что прочёл поэму с удовольствием, однако при печати велел заменить две чересчур смелые строки («Порою с барином шалит» и «Коснуться хочет одеяла»), что и было исполнено.
Показан момент, когда граф Нулин и Наталья Павловна ведут за столом светскую беседу. Центричная композиция - посередине стол с угощениями, а с двух сторон размещены молодые люди. Взгляд обоих поднят кверху - граф Нулин восторженно рассказывает о своей жизни в Париже, о театрах и т.д., а Наталья Павловна с восторгом внимает ему. Художник не случайно над столом помещает картину с изображением амазонки, стреляющей из лука, по направлению прямо в сердце графа Нулина - намек на то, что граф сражен молодой хозяйкой дома и думает, что влюблен в нее.
Произведения Ольги Александровны Биантовской насыщенны и интересны, обладают особым художественным видением и добавляют коллекции графики музейного фонда Тольяттинского художественного музея изысканное очарование.
Старший научный сотрудник, ответственный хранитель
Погорелова Н.С.
КП784. Г430. Биантовская О.А. Победители. 1984-1985. Цв.литография. 31х42
КП784. Г430. Биантовская О.А. Победители. 1984-1985. Цв.литография. 31х42
КП 783. Г 429. Биантовская О.А. В столице.1984-1985. Цв.литография. 31,4х31,4
КП 783. Г 429. Биантовская О.А. В столице.1984-1985. Цв.литография. 31,4х31,4
КП 782. Г 428. Биантовская О.А. Салон А.Шерер. 1984-1985. Цв.литография. 31,4х41,2
КП 782. Г 428. Биантовская О.А. Салон А.Шерер. 1984-1985. Цв.литография. 31,4х41,2
КП 781. Г 427. Биантовская О.А. Бал у Нарышкиных. 1984-1985. Цв.литография. 31,4х41,7
КП 781. Г 427. Биантовская О.А. Бал у Нарышкиных. 1984-1985. Цв.литография. 31,4х41,7
КП 780. Г 426. Биантовская О.А. День Бородина. 1984-1985. Цв.литография. 31,5х41,5
КП 780. Г 426. Биантовская О.А. День Бородина. 1984-1985. Цв.литография. 31,5х41,5
КП 779. Г 425. Биантовская О.А. Горит Москва. 1984-1985. Цв.литография. 31х31
КП 779. Г 425. Биантовская О.А. Горит Москва. 1984-1985. Цв.литография. 31х31
Г 4484. КП 849. Биантовская О. А. За столом. 1982.Цв.литография. 54х37
Г 4484. КП 849. Биантовская О. А. За столом. 1982.Цв.литография. 54х37