название коллекции: | Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. В 10 выпусках, Выпуск 3 | Заглавие : | "Юность и любовь". Девичество : хороводы, посиделки, святки, гадания, любовные песни, частушки, заговоры | Тип материала: | печатный текст | Авторы: | Владимир Прокопьевич Аникин (1924 - 2018), Редактор ; Виктор Евгеньевич Гусев (1918 - 2002), Редактор ; Никита Ильич Толстой (1923 - 1996), Редактор ; Лидия Андреевна Астафьева (1934 -), Составитель ; Валентина Александровна Бахтина (- 2012), Составитель ; Лидия Андреевна Астафьева (1934 -), Автор предисловия ; Валентина Александровна Бахтина (- 2012), Автор предисловия ; Валентина Михайловна Жигулева, Оформитель книги ; Владимир Михайлович Аладьев (1932 -), Оформитель книги | Издательство: | Москва : Художественная литература | Дата выхода: | 1994 | Серии: | Мудрость народная | Страницы: | 522, [6] с. | Иллюстрации: | ил. | Размер: | 22 см | ISBN (или иной код): | 978-5-280-01567-8 | Цена: | (в переплёте) : 2400 р | Примечание: | Библиография в подстрочных примечаниях.- 25000 экземпляров | Язык : | Русский (rus) | Ключевые слова: | русский фольклор | Шифр(ББК): | 82.3Р-6 | Аннотация: | Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск третий “Юность и любовь". девичество. ХОРОВОДЫ ПОСИДЕЛКИ. ... пения и хореографии в хороводе. Хоровод воспитывал вкус. На празднич ный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных и украшенных (ленты, вышивка, бисер) своими руками, существовало соперничество между ними, своеобразный конкурс на лучший, более искусный наряд. Членами «жюри» этого негласного, но тем не менее ответственного «конкурса» выступали многочисленные зрители со всей деревни, а то и с округи. Среди них были будущие женихи и свекрови, высматривающие в хороводах невесту для своего холостого сына. | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=72047 |
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. В 10 выпусках, Выпуск 3. "Юность и любовь". Девичество : хороводы, посиделки, святки, гадания, любовные песни, частушки, заговоры [печатный текст] / Владимир Прокопьевич Аникин (1924 - 2018), Редактор ; Виктор Евгеньевич Гусев (1918 - 2002), Редактор ; Никита Ильич Толстой (1923 - 1996), Редактор ; Лидия Андреевна Астафьева (1934 -), Составитель ; Валентина Александровна Бахтина (- 2012), Составитель ; Лидия Андреевна Астафьева (1934 -), Автор предисловия ; Валентина Александровна Бахтина (- 2012), Автор предисловия ; Валентина Михайловна Жигулева, Оформитель книги ; Владимир Михайлович Аладьев (1932 -), Оформитель книги . - Художественная литература, 1994 . - 522, [6] с. : ил. ; 22 см. - ( Мудрость народная) . ISBN : 978-5-280-01567-8 : (в переплёте) : 2400 р Библиография в подстрочных примечаниях.- 25000 экземпляров Язык : Русский ( rus) Ключевые слова: | русский фольклор | Шифр(ББК): | 82.3Р-6 | Аннотация: | Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск третий “Юность и любовь". девичество. ХОРОВОДЫ ПОСИДЕЛКИ. ... пения и хореографии в хороводе. Хоровод воспитывал вкус. На празднич ный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных и украшенных (ленты, вышивка, бисер) своими руками, существовало соперничество между ними, своеобразный конкурс на лучший, более искусный наряд. Членами «жюри» этого негласного, но тем не менее ответственного «конкурса» выступали многочисленные зрители со всей деревни, а то и с округи. Среди них были будущие женихи и свекрови, высматривающие в хороводах невесту для своего холостого сына. | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=72047 |
| |
Памяти Валентины Александровны Бахтиной...
В периодическом издании «Традиционная культура» № 2 за 2010 год.
Храня достоинство филологического знания: К 70-летию Валентины Александровны Бахтиной
26 апреля этого года Валентине Александровне Бахтиной, доктору филологических наук с 2000 г., главному научному сотруднику отдела фольклора Института Мировой Литературы РАН с 2002 г., исполняется 70 лет. Человек редкой душевной теплоты и отзывчивости, Валентина Александровна, по-матерински чутко заботясь о коллегах, более 10 лет занималась научно-организационной работой в отделе фольклора ИМЛИ как его ученый секретарь. В нашем институте она работает с 1986 г., с 1987 г. в должности старшего научного сотрудника, а с 1997 г. — ведущего.
Неоценим для меня опыт совместной с В.А. Бахтиной работы в редколлегиях имлийских и общероссийских фольклористических трудов первого десятилетия ХХI века , начиная с подготовленных совместно с Лабораторией Фольклора Поморского госуниверситета под руководством чл.-корр. РАН В.М. Гацака и профессора Н.В. Дранниковой: «Народные культуры Русского Севера: Фольклорный энтитет этноса» (Архангельск, 2004, — 248 с.), в котором участвовало 24 автора, — и «Комплексное собирание, систематика и экспериментальная текстология фольклора» (Архангельск, 2004, — 222 с.), в котором участвовало 27 авторов, включая 16 аспирантов. В.А. Бахтина выступила ответственным редактором обширного, собравшего 83 авторов, коллективного труда «Этнопоэтика и традиция: К 70-летию член-корреспондента РАН Виктора Михайловича Гацака» (М.: «Наука», 2004, — 432 с.) . Для меня стали образцом те добросовестность, тщательность и вдумчивость, с которыми Валентина Александровна осуществляла научное редактирование.
Многие годы она работает и в редакционной коллегии научного альманаха «Традиционная культура», издаваемого Государственным Республиканским Центром Русского Фольклора.
Альма-матер Валентины Александровны — одно из старейших высших учебных заведений России, Саратовский госудаственный университет, на историко-филологический факультет которого она, окончив в г. Балашов Саратовской области школу с золотой медалью, поступила в 1957 г., а закончила с отличием в 1962 г. Студенткой Валентине Александровне, в то время Поповой, довелось лично общаться с великим фольклористом Александром Павловичем Скафтымовым, скончавшимся в 1968 году, но уже оставившим к тому времени преподавание, как уточняет сама Валентина Александровна, с присущей ей тщательнй точностью во всех вопросах истории филологической науки. На своей научной стезе Валентина Александровна сохраняет приверженность принципам научной преемственности и внимание к истории руссской науки, присущие саратовской школе фольклористики, у истоков которой стоял один из великих фольклористов советской эпохи, Борис Матвеевич Соколов, служивший профессором в тамошнем университете с 1921 по 1923 гг. С бережной благодарностью В.А. Бахтина числит среди своих учителей последовательниц А.П. Скафтымова: Татьяну Михайловну Акимову (1898 — 1987), бывшую еще и одной из первых учениц Юрия Матвеевича Соколова, ученицу Юлиана Григорьевича Оксмана (1895-1970) Татьяну Ивановну Усатину, безвременно скончавшуюся в 34 года, и Веру Константиновну Архангельскую.
К началу 1960-х годов фольклористическая специализация в Саратовском университете, где ныне функционирует Фольклорный кабинет имени Т.М. Акимовой, еще только формировалась в недрах кафедры истории русской литературы. Вот почему в студенчестве и в аспирантуре, в которой она обучалась с 1969 по 1972 г., Валентина Александровна приобщилась к живому бытованию устного народного творчества в Саратовской области в ходе междисциплинарных экспедиций по писательским местам: тургенвскому Спасскому-Лутовинову, лермонтовским Тарханам.
В науку Валентина Александровна пришла после трех лет педагогической работы в школе рабочей молодежи в Саратове, где она преподавала русский язык и литературу по окончании университета, и четырех лет редакторской работы в издательствах Саратовского университета и Приволжского книжного издательства. После защиты кандидатской диссертации, посвященной фантастике в волшебной сказке, Валентина Александровна с 1973 по 1979 гг. преподавала на кафедре русской литературы Саратовского университета, сперва в должности ассистента, а затем — преподавателя. С 1981 г. она работает в Москве. До прихода в ИМЛИ Валентина Александровна работала в области библиотечного дела в ведущей научной библиотеке СССР: снаачала старшим научным сотрудником, а затем заведущей отделом анализа и обобщения информации по проблемам культуры и искусства Библиотеки им. Ленина (ныне Росссийской Государственной Библиотеки). Квалификация библиографа обогатила статью В.А. Бахтиной о сборниках песен народов СССР в личной коллекции А.М. Горького, опубликованную в коллективном труде имлийской серии «Фольклор: Песенное наследие» (М.: «Наука», 1991).
Невозможно переоценить вклад Валентины Александровны в заполнение белых пятен в истории российской фольклористики. Уже в 1995 году исследовательница подготовила к печати открытую ею в архиве книгу Бориса Матвеевича Соколова (1889-1930) о классическом произведении замалчиваемого в советское время жанра духовного стиха. Монография ученого «Большой стих о Егории Храбром» задержалась с выходом в свет на 70 лет. В предисловии к изданию В.А. Бахтина впервые открыла подлинную преемственность постижения змееборческого сюжета духовного стиха с исторической школой Вс. Ф. Миллера и одновременно новизну, обнаруживающуюся в поисках исторического прототипа в судьбе кн. Ярослава Мудрого. С неменьшей бережностью постигает исследовательница и этапы новообретения фольклористической наукой в перестроечные годы запретного в советское время жанра и применительно к наследию нашего старшего современника, былиноведа московской школы, профессора филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Федора Мартыновича Селиванова (1927-1990). Поэтика духовного стиха и повторяемость мотивов «Стиха о Св. Феодоре Тироне» стала для исследовательницы и предметом непосредственного изучения в аспекте русско-финно-угорских взаимодействий в старообрядческой среде.
С начала 1990-х гг. Валентина Александровна посвятила свою научную деятельность изучению в первую очередь научного наследия «руссских братьев Гримм»: близнецов Бориса и Юрия Матвеевича (умер в 1941 г.) Соколовых, основоположников советской исторической школы. В сохраняющем неоспоримый авторитет словаре научной и народной термнологии восточно-славянского фольклора под редакцией К.П. Кабашникова (1993) она составила словарную статью об одном из опорных принципов фольклорно-песенной этнопоэтики — ступенчатом сужении образа, открытом Б.М. Соколовым. Исследовательница выявляет преемственность и новаторство по отношению к дореволюционному историческому подходу у Бориса Матвеевича Соколова как былиноведа, изучавшего в 1920-е гг. былины как эпос русского средневековья, в т.ч. открытие им закона «социально-исторических и бытовых наслоений» уже в статье, опубликованной в т.XXVIII (1995) серийного издания «Русский фольклор». Знаковой вехой в изучении истории российской фольклористики довоенной советской эпохи стал труд В.А. Бахтиной «Фольклористическая школа братьев Соколовых (Достоинство и превратности научного знания)» (М.: «Наследие», 2000, 336 с.). Монография была положена в основу докторской диссертации «Фольклористиическая школа братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых», защищенной в диссертационном совете ИМЛИ по специальности 10.01.09 Фольклористика.
Валентина Александровна систематизирует этапы научных поисков, предпринятых в переломную послереволюционную эпоху и увенчавшихся созданием ведущей в стране научной школы. В последующие десятилетия подход братьев сводили к вульгарному социологизму, и только привлечение неопубликованных доселе полноценных рукописей трудов братьев, опираясь на рукописи, хранящиеся в ведущих архивах, прежде всего в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства (РГАЛИ), в фонд 483. Захватывающий интерес представляет детально разобранная исследовательницей научная полемика Юрия Матвеевича Соколова с немецким эпосоведом Гансом Науманном, происходившая в 1930-е годы в немыслимо мучительной политической обстановке обоих постепенно погружающихся в тоталитаризм государств. Не менее интересны и иные аспекты международных связей, поддерживаемых лично братьями и со славистами, вклюачая чешского филолога Ю. Поливка, с которым Ю.М. Соколов бескомпромиссно полемизировал, и с учеными Скандинавии, в т.ч. с ведущим представителем финской историко-географической школы Каарле Круном, открытые благодаря изучению поездок братьев и их переписки с коллегами.
Валентина Александровна устанавливает роль братьев в кристаллизации предмета исследований филологической фольклористики и ее соотношения с литературоведением, систематизируя предпринятый каждым из ученых анализ проявлений фольклоризма как в древнерусской литературе, там и в литературе XIX века, и в творчестве современников, в первую очередь С.Есенина.