Заглавие : | Римская купальня. Замшевый пиджак. Автобус. Максималист : Пьесы | Тип материала: | печатный текст | Авторы: | Станислав Стратиев (1941 - 2000), Автор ; Нина Николаевна Пономарева (1928 - 2022), Составитель ; Нина Николаевна Пономарева (1928 - 2022), Автор предисловия ; И. Н. Марченко, Редактор | Издательство: | Москва : Радуга | Дата выхода: | 1986 | Страницы: | 251, [5] с. | Иллюстрации: | ил. | Размер: | 21 см | Цена: | (в переплёте) : 1 р. 10 к | Примечание: | Заглавие обложки: Автобус и другие пьесы.- Библиография в подстрочных примечаниях.- 20 000 экземпляров | Язык : | Русский (rus) Язык оригинала : Bulgarian (bul) | Ключевые слова: | литературно-художественные издания болгарская литература тексты | Шифр(ББК): | 84.4Бл Болгарская литература | Аннотация: | «Его пьесы – это сатира; его область – гуманизм. Он стремится стереть границы (социальные и культурные, по крайней мере), разделяющие Запад и Восток. После пробы сил в детской литературе, Стратиев нашел свое призвание. Римская купальня стала для Стратиева первым приобщением к миру Гоголя и Мрожека. Как и эти писатели-сатирики, Стратиев начинает с предположения: «А что, если такая античная реликвия, как римская баня, будет обнаружена в современном болгарском доме? Каковы будут последствия?» Конечно, развитие событий необходимо расцветить юмором, но не таким, как беспощадное лезвие Свифта или отстраненная от политики позиция Мрожека, а применить искусную социально-политическую остроту, и показать, как и общество, и личность становятся жертвами… Некоторые писатели представляли в театре банальность жизни (Чехов, Миллер и Чаевский); другие прославляли ее (Горький), но есть и такие, как Стратиев, который пытался разорвать саронг, скрывающий разлагающиеся общественные устои.»
Его мрачный, вдохновенный юмор естественным образом делает его сатириком и комментатором современной общественной ситуации, представленной как сильными, так и слабыми личностями. Он любуется парадоксальными ситуациями, находит привлекательные черты в наиболее запутанных и абсурдных обстоятельствах и, наоборот, подмечает абсурдность в самых обычных ситуациях… В ранних пьесах Стратиева протагонистом часто выступает молодой человек, попавший в абсурдную ситуацию в духе Беккета. То, что на первый взгляд представляется простым и ясным, оборачивается гротескным кошмаром. Наивность, хрупкость и романтические идеалы героя подвергаются осмеянию. Социальный смех оказывается смертельным оружием, наивный протагонист вынужден приспосабливаться, он теряет индивидуальность и, в конце концов, смиряется с тем, что перестает быть человеком, а превращается просто в предмет.» | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=82352 |
Римская купальня. Замшевый пиджак. Автобус. Максималист : Пьесы [печатный текст] / Станислав Стратиев (1941 - 2000), Автор ; Нина Николаевна Пономарева (1928 - 2022), Составитель ; Нина Николаевна Пономарева (1928 - 2022), Автор предисловия ; И. Н. Марченко, Редактор . - Москва : Радуга, 1986 . - 251, [5] с. : ил. ; 21 см. (в переплёте) : 1 р. 10 к Заглавие обложки: Автобус и другие пьесы.- Библиография в подстрочных примечаниях.- 20 000 экземпляров Язык : Русский ( rus) Язык оригинала : Bulgarian ( bul) Ключевые слова: | литературно-художественные издания болгарская литература тексты | Шифр(ББК): | 84.4Бл Болгарская литература | Аннотация: | «Его пьесы – это сатира; его область – гуманизм. Он стремится стереть границы (социальные и культурные, по крайней мере), разделяющие Запад и Восток. После пробы сил в детской литературе, Стратиев нашел свое призвание. Римская купальня стала для Стратиева первым приобщением к миру Гоголя и Мрожека. Как и эти писатели-сатирики, Стратиев начинает с предположения: «А что, если такая античная реликвия, как римская баня, будет обнаружена в современном болгарском доме? Каковы будут последствия?» Конечно, развитие событий необходимо расцветить юмором, но не таким, как беспощадное лезвие Свифта или отстраненная от политики позиция Мрожека, а применить искусную социально-политическую остроту, и показать, как и общество, и личность становятся жертвами… Некоторые писатели представляли в театре банальность жизни (Чехов, Миллер и Чаевский); другие прославляли ее (Горький), но есть и такие, как Стратиев, который пытался разорвать саронг, скрывающий разлагающиеся общественные устои.»
Его мрачный, вдохновенный юмор естественным образом делает его сатириком и комментатором современной общественной ситуации, представленной как сильными, так и слабыми личностями. Он любуется парадоксальными ситуациями, находит привлекательные черты в наиболее запутанных и абсурдных обстоятельствах и, наоборот, подмечает абсурдность в самых обычных ситуациях… В ранних пьесах Стратиева протагонистом часто выступает молодой человек, попавший в абсурдную ситуацию в духе Беккета. То, что на первый взгляд представляется простым и ясным, оборачивается гротескным кошмаром. Наивность, хрупкость и романтические идеалы героя подвергаются осмеянию. Социальный смех оказывается смертельным оружием, наивный протагонист вынужден приспосабливаться, он теряет индивидуальность и, в конце концов, смиряется с тем, что перестает быть человеком, а превращается просто в предмет.» | Ссылка на это описание: | ./index.php?lvl=notice_display&id=82352 |
|
Историк болгарской литературы, исследователь литературного процесса в Болгарии XX–XXI вв. Исследует стилевой и жанровый облик болгарской литературы на различных этапах ее развития, отражение в ней общественно-политических процессов и социально-нравственных общественных конфликтов, типологические связи литератур Восточной Европы. Работы Н. Н. Пономаревой посвящены выяснению роли и места в болгарской литературе пролетарской поэзии, отражению в болгарской прозе и драматургии антифашистского движения Сопротивления, изучению новых тенденций в произведениях болгарских писателей, наметившихся со второй половины 1950-х годов, функционированию «метода социалистического реализма», анализу кризисной ситуации в болгарской литературе рубежа XX–XXI вв. и особенностей ее развития в начале XXI в. Она – автор разделов о болгарской литературе в коллективном труде «История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны (М., 1995–2001. Т. 1–2).
В списке научных трудов – более 100 названий.
Награждена болгарским орденом Кирилла и Мефодия II степени и почетным знаком Союза артистов Болгарии.